Часто детские проблемы кажутся нам надуманными и незначительными, но для самого ребенка они не менее важны, чем для нас – проблемы «взрослые». То, что для нас – мелочь, для семилетнего ребенка – чуть ли не трагедия. К тому же, родителям первоклассников стоит помнить, что из-за резкой необходимости взросления первоклассник переживает кризис семи лет, который еще больше усугубляет ситуацию.
Будущим первоклассникам
Уважаемые родители!
Как следует себя вести родителям первоклассников? Что нужно делать, и чего делать не следует? Во-первых, постарайтесь не нервничать при ребенке или хотя бы не показывать, что вы нервничаете. Конечно, вы волнуетесь, и это естественно. Но ваше волнение передается ребенку (а дети зачастую гораздо лучше взрослых улавливают эмоции), и даже если он не боялся школы – он начнет это делать.
Во-вторых, по возможности не критикуйте при ребенке его учителя. Разумеется, идеальных учителей не бывает. Но для первоклассника учитель – это второй авторитет после родителей (а иногда и первый), и он очень болезненно переживает ситуацию, в которой ему приходится принимать чью-то сторону. Если у вас есть вопросы или претензии к учителю – решайте их лично с ним, не посвящая в них ребенка. Точно так же не стоит обсуждать при ребенке финансовые вопросы, связанные со школой.
В-третьих, не будьте безразличны. Некоторым родителям первоклассников кажется, что все происходящее в школе – забота учителей. Но это же ваш ребенок! Интересуйтесь его успехами и неудачами, общайтесь с учителем не только на родительских собраниях раз в полгода, а и с глазу на глаз, не дожидаясь, пока он сам вас вызовет. Родители и школа воспитывают ребенка не «посменно», а вместе.
Но при этом не стоит разговаривать с учителем при ребенке, особенно если ребенок в чем-то провинился. Ситуация «двое взрослых на одного ребенка» только еще больше усугубит стресс первоклассника. Выслушайте обе стороны по отдельности, а уже потом делайте выводы. Даже если прав учитель, не давите на ребенка, не устраивайте ему взбучку. Постарайтесь быть мягкими и дипломатичными.
Что такое готовность ребенка к школе?
- Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
- Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
- Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
- Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов.
- Уметь сравнивать группы предметов – больше, меньше или равно.
- Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.
- Уметь находить в группе предметов лишний (из группы «Одежда» убрать шляпу – это не одежда, а головной убор).
- Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
- Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
- Иметь пространственные представления: право-лево, вверх-вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо.
- Уметь культурно общаться с другими детьми.
- Слушать старших и выполнять их распоряжения.
Как определить уровень готовности ребенка
к обучению школе?
Существует 4 уровня школьной готовности, от максимального до минимального.
- Высокий уровень школьной готовности
Когда можно говорить о том, что ребенок всецело готов к тому, чтобы пойти в первый класс? Когда у дошкольника: хорошее физическое развитие, он активен и бодр, не страдает хроническими заболеваниями; рука малыша отлично подготовлена к письму; у него развит фонематический слух; в общении ребенок демонстрирует широкий кругозор; его словарный запас составляет не менее 3000 слов, и он активно ими пользуется; он понимает, что такое переносный смысл слова. Он обладает определенным запасом педагогических умений - пытается читать, считать, знает цифры и счет. Это не обязательно для поступления в школу, но такое заинтересованное поведение тоже говорит о психологической готовности малыша к обучению. Еще очень важный момент – умение регулировать свое поведение, то есть понимать правила, подчиняться им и иногда делать даже то, что не очень хочется, но надо. Если ко всему этому ребенок устойчиво стремится пойти в школу, причем не ради новых знакомств и новых игр, а именно ради обретения новых знаний – все это говорит о высоком уровне готовности дошкольника к обучению. Первый класс ждет его!
- Средний уровень школьной готовности
Почти все то же самое отличает школьную зрелость среднего уровня. Но в данном случае у ребенка есть небольшие трудности (их можно определить, как локальные). Рука готова к письму, но мелкая моторика нуждается в улучшении. Слух у малыша отличный, он знает стихи и сказки, словарный запас достаточно большой. Показательно, что ребенок, услышав от взрослого историю или сказку, способен вести диалог о прочитанном, отвечать на вопросы мамы или папы. Он также неплохо знает цифры и некоторые буквы, произвольно регулирует свое поведение и вполне способен решать учебные задачи. Но в этом ему небольшая помощь взрослых – без внешней стимуляции учиться ему скучновато.
- Уровень школьной готовности ниже среднего
Самое главное – это то, что желание учиться в школе у такого ребенка весьма неустойчиво: сегодня он хочет играть, завтра горит желанием получать новые знания. У него не очень развитая речь, и это сразу заметно в общении. Но не только в разговорах важна речь: одна из функций речи – регулятивная. Малыш должен уметь сам себя «уговаривать» на выполнение задач – «Нет, я не пойду гулять, пока не допишу эту строчку красивым почерком». Поэтому неразвитая речь сказывается и логике, и на воле малыша. Можно часто заметить, что при выполнении заданий он «путается в показаниях»: не умеет устанавливать очевидные сходства или различия в понятиях, не всегда способен обобщать предметы по ключевому признаку. При этом физическое развитие обычно хорошее или удовлетворительное. Когда у ребенка уровень школьной готовности ниже среднего, взрослым приходится не только помогать, но и буквально «сидеть над душой», направляя ребенка шаг за шагом в выполнении его действий. Взрослым стоит понимать, что при таком уровне готовности учиться ребенку будет трудно. Если есть возможность, момент поступления в школу лучше отложить на год
- Низкий уровень школьной готовности
При хорошем или удовлетворительном физическом развитии у ребенка, который демонстрирует такой уровень готовности узкий кругозор, маленький словарный запас. Прочитанную сказку или рассказ он может пересказать только при активной помощи взрослого: без наводящих вопросов не обойтись. Отсутствует готовность руки к письму. Без помощи взрослого ему не под силу справляться с заданиями по возрасту, да и мотивация к учебе слабая. Такому ребенку имеет смысл на год задержаться в дошкольниках.
Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
Нужно всегда помнить, что есть множество объективных причин, которые могут задержать школьную зрелость и затруднить приобщение ребенка к овладению школьными навыками. Если это – определенная незрелость корковых и регуляторных структур головного мозга, то лучше дать ребенку еще один год для того, чтобы он догнал своих сверстников. Этот год лучше посвятить не обучению, а развитию и социализации малыша. Для здоровья ребенка будет лучше, если он чуть-чуть не будет дотягивать по уровню знаний, зато будет здоров физически, с нормальным неврологическим статусом, обладающий выраженной эмоциональной зрелостью – и с ярко выраженным желанием пойти в школу и научиться тому, чего он пока не знает. Ведь трудности в учебе преодолимы, а вот сложная социальная адаптация в первом классе может плохо сказаться на всех последующих образовательных успехах ребенка.
Приём письменных заявлений в 1 класс
День недели | Время 1 | Время 2 |
---|---|---|
Понедельник | 10:00 | Укажите время |
Вторник | 10:00 | 14:00 |
Среда | 10:00 | 14:00 |
Четверг | 10:00 | 14:00 |
Пятница | 10:00 | 14:00 |
Зачисление в первый класс
и узнайте всю информацию